en
en
— 20 май 2013

«Ростелеком» не сдаст универсальные услуги без боя

Разговоры о том, что существующий список универсальных услуг связи морально устарел, ведутся давно. После 2013 года большая часть договоров на содержание таксофонов и пунктов коллективного доступа в интернет прекращает свое действие, причем продлевать их правительство, похоже не собирается. Любопытно, что жители удаленных районов, похоже, расстраиваются по этому поводу меньше, чем национальный оператор «».

«Если регулятор не примет решения о новой системе универсального обслуживания, возникнет риск прекращения предоставления универсальных услуг населению», — напомнил директор по стратегическому развитию ОАО «Ростелеком» Алексей Мальцев, выступая на конференции Международной академии связи на выставке «Связь-Экспокомм`2013».

Такое беспокойство, безусловно, оправдано. Ведь в большинстве регионов универсальные услуги оказывает «Ростелеком». Оператор уже не раз высказывал свои предложения по развитию системы универсальных услуг и выражал готовность участвовать в разработке нормативных актов.

Понятие «универсальные услуги связи» (УУ) определено Федеральным законом от 7 июля 2006 года № 126-ФЗ «О связи», который установил, что к универсальным услугам относятся: услуги телефонной связи с использованием таксофонов и услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети интернет с использованием ПКД. В соответствии со статьей 57 закона «О связи», в Российской Федерации гарантируется оказание УУ всем пользователям на всей территории страны.

Оказывают пресловутые услуги операторы универсального обслуживания, отбор которых осуществляется по результатам проведения открытых конкурсов на определенные территории.

Оператор, который выигрывает эти самые конкурсы, получает ряд очевидных преимуществ перед остальными компаниями. Во-первых, у него появляется право работать на определенной территории. То есть организация выходит на рынок информационно-телекоммуникационных услуг в населенных пунктах, где до этого не присутствовала.  Эксклюзивное право на предоставление УУ , безусловно,  положительно отражается на рейтинге компании.

Ну, и, конечно, самое главное. Вдобавок к имиджу оператор получает еще и полцарства, то есть серьезное материальное вознаграждение. В прошлом году, например, в фонде универсальной услуги накопилось 12 млрд рублей. Сколько из них «перепало» «Ростелекому», история умалчивает, но надо думать, сумма была солидная. Учитывая, что прибыль оператора уменьшается, а долги нет, перспектива потери государственной поддержки компанию, естественно, не радует.

Правда, по мнению экспертов рынка, универсальные услуги в их сегодняшнем виде не пользуются популярностью у россиян.

«Сегодня в Российской Федерации гарантируется оказание услуг телефонной связи с использованием таксофонов и услуг по передаче данных и представлению доступа к сети интернет с использованием пунктов коллективного доступа (ПКД). Конечно, в первую очередь это направлено на обеспечение данной услугой труднодоступных и сельских районов территории РФ. Например, инфомат по доступу к услугам электронного правительства, установленный в здании Центрального Телеграфа не пользуется популярностью у москвичей. С другой стороны, и уже по другим причинам, скорее всего он не будет востребован и в сельской местности. В первую очередь это связано с необходимостью повышать общую компьютерную грамотность населения. Также, на мой взгляд, необходимо разрабатывать федеральные программы по обучению людей старшего поколения, а также предоставления им доступа к сети и телефонной связи в рамках социальных проектов», — комментирует руководитель направления унифицированных коммуникаций компании CTI Алексей Щеглов.

Предложения по поводу универсальных услуг поступают самые разные. Николай Никифоров предлагал отказаться от стареньких таксофонов, раздав всем по iPhone, потом выступил синициативой перенаправить деньги из фонда УУ на ликвидацию цифрового неравенства. Рассматривается и компромиссный вариант: убрать таксофоны в мегаполисах, но сохранить их в российской глубинке. Министр информатизации и связи Красноярского края Алексей Туров на пресс-конференции, посвященной  Международному дню информационного общества, отметил, что вопрос об универсальных услугах сегодня обсуждается весьма активно. По его словам «бесследно» таксофоны не исчезнут — им обязательно придумают какую-то замену. Да и вообще, реализовываться все будет постепенно, так что в удаленных населенных пунктах таксофоны пока сохранятся.

Однако любые изменения в этой сфере скажутся на бюджете «Ростелекома», притом едва ли это будут изменения в лучшую строну. Поэтому неудивительно, что оператор занял консервативную позицию. Хотя, может быть и в новой системе для него найдется работа?

Источникстатья в Telekomza

Мы используем cookie-файлы